Мир «Циркуля» и финская система образования

«Циркуль» – школа прогрессивная, а это значит, что при всей своей любви к ФГОСу, мы смотрим далеко в мир, изучаем успешные методики и адаптируем их в нашу экосистему.

Решили, что хотим рассказывать о результатах своих поисков, исследований и открытий. Даже тег отдельный придумали. Подписывайтесь на #МирЦиркуль и читайте беседы с нашими основателями. Будем обсуждать мировые практики, нестандартные подходы, успешный опыт и просто интересные решения образовательных систем мира.

Сегодня в ленте разговор с Юлией Славецкой о финском педагогическом чуде. О том, почему школами Финляндии интересуются все прогрессивные страны, почему конкурс в педагогическую магистратуру 8 человек на место и как финские дети лидируют по уровню знаний в мировом зачете.

Слов будет много, так что сохраняйте, если не можете прочесть все сразу, тема интереснейшая.

«Когда курс о финской системе обучения закончился, я даже взгрустнула. Стало понятно, что просто невозможно взять ее за основу и достоверно перенести в русскую школу, даже в частную.

Почему? Рассказываю!

Финская педагогическое чудо держится на 4-х столпах: позитивная педагогика, экспериментальная педагогика, роль педагога и культура Финляндии.

Позитивная педагогика базируется на американской системе позитивной психологии Марка Селигмана, где в центре – интересы ребенка. Права и эмоции ребенка ни в коем случае не должны быть ущемлены и это касается всех сфер: и учебы, и не учебы. Поссорились, например, одноклассники, подрались, педагог займет нейтральную позицию и найдет такое решение, которое позволит избежать конфликта в будущем.

В концепции Селигмана 5 принципов:

Первый – положительные эмоции.

Каждый участник процесса должен, просто обязан испытывать положительные эмоции. Педагоги не могут обделить вниманием расстроенного ребенка.

Второй принцип – вовлеченность.

Он напрямую связан с активностью ребенка и его возможностями влиять на среду. Вплоть до того, что человек может переставить парту, туда, где ему комфортнее или вовсе учиться с того места, где ему хорошо. Задача педагога поддержать его и помочь определиться.

Третий принцип – взаимоотношения.

Это история про способность педагога выстроить хорошие, близкие, доверительные отношения с ребенком. Акцент на профилактику конфликтов и напряженности в классе. На создание положительных отношений. Финляндия – родина Муми-торллей, а мумитроллинг – это целая культура, про которую мы уже писали, и которая в финских школах возведена в абсолют. Говорить человеку приятные, по-настоящему искренние вещи, чтобы привести его во благополучное расположение духа здесь принципиально важно. При этом искренность и теплота – главные условия правильного мумитроллинга.

Работа над положительным микроклиматом начинается с детского сада, на этапе подготовки к школе. Что меня особенно впечатлило, так это то, что положительный микроклимат в группе – это она из главных задач, которую ставит педагогами система. Не знания, не муштра, зубрежка и даже не навыки, а микроклимат!

Четвертый принцип – смысл.

Каждая деятельность должна быть осмыслена и приближена к пониманию ребенка. В финских школах делают упор на практические задания и методы, которые помогают человеку с самоопределением. В будущем это помогает находить личностный смысл в любой деятельности, опираться на внутреннюю мотивацию и расставлять приоритеты. Такой человек просто не может быть ведомым, он с детства опирается на собственный интерес через практику. Вопрос «Зачем?» в этом подходе – основной.

Пятый принцип – достижения.

Педагоги стараются так организовывают процесс, чтобы каждый ребенок, даже «неуспешный», «сложный» или тот, что «звезд с неба не хватает» сталкивался с ситуацией успеха.⠀

Едем дальше, к следующим составляющим финского педагогического чуда.

Экспериментальная педагогика.


Финнов всего 5 миллионов – это меньше половины населения Москвы и это же позволяет им оперативно внедрять изменения. Они тестируют, тут же дают обратную связь и вносят изменения в систему на невероятных для России скоростях.

При этом финны строили свою систему 40 лет. В 70-х начали с реформ, потом вывели зарплаты учителей на уровень адвокатов и врачей, сгенерировали поток претендентов и дали педагогам 10 лет на поиски и самоопределение. К 2010-му финские дети вырвались вперед по результатам в мировом зачете.

Третья составляющая – роль педагога.

Стандарты подготовки педагогов – высоченные. Помимо госстандарта у них есть свобода в выборе методов и большой разбег для того, чтобы пробовать и применять авторские методы. Педагоги быстро обмениваются опытом, находят лучшие практики и применяют.

Четвертая составляющая – культура страны.

И вот тут я поняла, что финская педагогическая система в России, наверное, будет «никогда». Нет, быть может когда-то и будет нечто подобное с поправками на менталитет.

Эта составляющая про культуру страны в целом. Она воспитывает законопослушных людей, которые понимают, что у них есть права, это мощная поддержка государства, доверие граждан, доверие родителей к школе. И во всем этом ребенок живет с первых дней.

Доверие уважение к учителю – то, к чему человек учится в семье. Причем уважение – это не про «сиди и слушай» и «молчи, когда старшие говорят», это про уважение к человеку, который несет знания. Дети приходят в школу уже с пониманием, что нужно слушать учителя и держится оно не на страхе. Казалось бы, одно и то же слово, а какая большая разница в культурном контексте.

Резюме

Прослушала я этот курс и немного приуныла, потому что нельзя вот так вот взять и переложить финскую систему на Российскую почву. Другая культура, другая система, а главное – процесс настраивался десятилетиями. Да, в отдельно взятой школе это можно внедрять, наверное, но меня все равно терзают смутные сомнения. Результат слишком зависит от тех кадров, которые работают с детьми.⠀

Из финской системы мы точно берем мумитроллинг, позитивные отношения в коллективе и элементы позитивной педагогики. А вот сингапурская методика идеально адаптируется в любую культуру. Она-то и произвела переворот в моем восприятии. И самое интересное, что можно вот так вот перевернуть сознание любого человека, дать ему инструменты и колоссальное топливо для развития критического мышления. А самое классное – внедрять ее можно прямо сейчас и результат тоже будет сейчас! Правда делать это можно только при поддержке позитивной педагогики, которую развила финская система…

Подробно о сингапурской системе расскажем в следующих выпусках рубрики. Следите!

Ну, и что вы думаете? Смогла бы прижиться финская система в России?


Поделитесь с друзьями!
Made on
Tilda