Когда у ребенка есть свобода выбора, он способен на большее

Они в постоянном движении. Их трудно заманить на чашку чая для интервью и не выцепить на фотосессию для контента. Чтобы познакомить с вами мы ловили их между экзаменами, выпускными и отчетами…

Двадцать минут беседы с Юлией Николаевной и Галиной Витальевной выплеснулись в большую историю о жизни и призвании, о школе будущего и болях муниципального образования, о современных детях и поиске альтернатив.

Про выбор

Юлия Николаевна: «Я с детства любила играть в школу и в другой роли себя не представляла, а когда заканчивала десятый класс, составила список изменений системы среднего образования. Было желание сохранить лучшее и поменять то, что не нравилось, казалось неэффективным, лишним. Возможно, это и стало главным мотивом в выборе профессии».

Галина Витальевна: «Такая же история. Девочкой я часто играла в учителя. Ученики, журналы, ручки, доска, мел… Бесконечная история. Я приходила из общеобразовательной школы и начинала играть в свою, подъездную. Возможно, это – призвание, а, быть может – пример педагога начальных классов. Трудно сказать…».

Ю.Н.: «Я себя больше нигде не представляю. Конечно, возникали мысли уйти из профессии. Особенно в 2000-е, когда все менялось, а школа превратилась во что-то непонятное. Я честно пыталась представить себя за прилавком или в офисе, или в банке… не вышло. Вот у доски – пожалуйста! Другого, видимо, не дано!»

Г.В.: «Есть нечто такое, что не отпускает. Как будто запрет свыше на уход из профессии.

Что главное для педагога?

Г.В.: «Нравственность. Способность увлечь детей…»

Ю.Н.: «Нужно понимать их. Смотреть на мир их глазами».

Он отличается от того, который видят взрослые?

В один голос: «Конечно»!

Ю.Н.: «Более того, у каждого ребенка – свой. Одинаковых не бывает. Понять это сложно, а научиться видеть – задача со звездочкой. Мы с Галиной Витальевной решаем её ежедневно».

Г.В.: «Нам важно донести до ребенка, что главное – какой он человек, а не ученик. Правда с пятого класса в школах запускается другая установка: «Хороший ученик = хороший человек»!

Ю.Н.: «Это – страшно…»

В чем главная проблема муниципальной системы образования?

Г.В.: «Их много. Бюрократия, документация, давление отчетами… Все это отвлекает от учебного процесса и практически не оставляет шансов авторскому подходу к делу».

Ю.Н.: «А мне не нравится наша система образования в целом. Начальная школа опирается на прекрасные стандарты. Там много плюсов, но они почему-то не переходят в среднее звено. Четыре года мы учим детей, лелеем их, бережем, заботимся о комфортном, естественном процессе получения знаний. Без давления, на общечеловеческих принципах и уважении к личности, а в 5 классе их рассаживают за парты и обрубают личностное начало. Все! "Сели, рты закрыли. Работаем!" Так нельзя»!

Г.В.: «Более того, начинается совершенно другая учебная программа. Все, чему мы учим в начальной школе, обнуляется. Продолжения нет. Я считаю, что начальная школа существует для того, чтобы дети привыкли к учебе и плавно перешли на следующий уровень. Привыкли к занятиям, к домашним заданиям, поняли, что такое «учить урок». Приобрели навыки. Полюбили процесс, в конце концов»!

Как привить ребенку любовь к учебе?

Ю.Н.: «Заинтересовать. Это единственный путь. Причем сейчас дети совсем другие. Какой главный вопрос вы задавали в детстве? Правильно: «почему»! Современные дети спрашиваю: «зачем»? И когда получают обоснованный ответ, действуют. Где-то в генетическом коде нынешнего поколения записано: «каждое действие должно вести к результату».

Они растут в слишком насыщенной информационной среде, поэтому сохраняют в памяти самое необходимое. Если ребенок не понимает «зачем», он не будет учить. А самое интересное, что у каждого своя мотивация и её тоже нужно правильно определить. Хотите пример? У меня в первом классе есть мальчик, который в задании про мечты написал: «Мечтаю стать миллионером». «Какая-то финансовая, неприятная точка зрения», – подумала и спросила: «А зачем»? Он удивленно посмотрел на меня и ответил: «Как зачем? Чтобы людям помогать»! Для меня все встало на свои места.

Г.В.: «Да-да! В муниципальных школах слишком много лишнего. Нужно пересматривать именно содержание образовательных программ. Современные дети хорошо понимают, что могут развиваться по личной траектории. Сидеть в классе, где 30 человек не эффективно. Нужно дать ребенку свободу выбора, чтобы он мог сделать больше, пойти туда, где интересно, где в меньшей компании единомышленников он будет развиваться быстрее и продуктивнее. Это уже вопрос продуктивности. Многие родители уже поняли это и потихоньку поворачиваются в сторону частных школ. Мы же все хотим, чтобы дети были счастливы в развитии.

Идеальная школа. Какая она?

Ю.Н.: «Та, в которой есть свобода выбора учебных материалов. Мне, например, хотелось корректировать программу, ориентируясь на уровень развития детей. Предлагать им разные учебники, пособия, методики и не менять при этом весь портфель сопроводительных документов. Хочется думать в первую очередь об эффективности программы, а не о бюрократическом регламенте. Чтобы можно было легко следовать за детьми и подбирать адекватный для них уровень сложности. Лояльность в подходе к образованию нужна как воздух.

Г.В.: «А вижу школу мечты так. В одной аудитории лепят, в другой – читают, в третьей – готовятся к спектаклю, в четвертой – изобретают. Дети не сидят на месте, а учатся, исследуя ту область знаний, которая увлекает. Идут за своим интересом. Это, конечно, фантазия про отдалённое будущее, но создавать его хочется уже сейчас.

Ю.Н.: «Да, у нас есть базис – Госстандарт и он хорош. Логичен, доступен, лоялен. Освоить его несложно, а вот то, что сверх хочется подавать так, чтобы вызвать жажду познания, которая будет двигать человеком всю жизнь».

В чем секрет успеха вашей методики?

Г.В.: «Его нет. Я опираюсь на знание психологических и физических особенностей детей. Умею с ними общаться и убеждать в добром примерами.

– Книгами?

– И книгами в том числе. В моих – классах дети читают сверх обязательного списка. С удовольствием. Сами. Потому что интересно. Мальчишкам, например, нравится «Пятнадцатилетний капитан» Купера. Там про мужественность, нравственность, ответственность. На ура идут «Записки маленькой гимназистки» Чарской, по которым дети учатся ценить мамочек. Мои читали, плакали и смеялись, а родители потом присылали смс с благодарностью за эту книжку.

Я учу читать осмысленно, по плану, с читательскими страничками по моей форме. Дети заполняют их, чтобы лучше осмыслить прочитанное.

Ю.Н.: «А в мои сами выбирают книги из списка дополнительной литературы. После каждый публично выступает и рассказывают, что понравилось, что нет и почему книгу нужно прочесть одноклассниками».

Как понять, что детям дается лучше?

Г.В.: «Мы с Юлией Николаевной ведем дневник наблюдений за каждым ребенком, фиксируем особенности, а после направляем, предлагая темы или альтернативные способы обучения.

Что делать родителям, чтобы ваш подход работал?

Ю.Н.: «Создавать дружественную, спокойную атмосферу с простым общением на равных. Родитель обязан поддерживать ребенка. Не стоит наседать на него и требовать результатов с первого класса. Достижения под давлением всегда даются за счет здоровья. Я предлагаю успокоиться и принять на веру то, что дитя в любом случае освоит программу начальных классов, в своем темпе, но освоит! Важно, чтобы ребенок не утратил интерес от чрезмерной нагрузки и страха не оправдать надежд своих взрослых.⠀

К тому же Госстандарт начальной школы настолько лояльный, что освоить его может каждый. В первую очередь, родителям нужно договориться с собой и понять, что все дети разные.

У меня в классе есть мальчик, который в начале учебного года писал работу по математике с 16% верных ответов, к середине было 33 %, а в конце – 50%. Это же колоссальный прогресс! Ребенок вырос относительно себя в три раза. Сравнивать его с тем, у кого на входе было 80% не честно. Результат должен быть относительно себя самого.

Еще одно обязательное условие подогрева интереса к учёбе – это похвала. Отметьте прогресс ребенка, даже если это всего 1 % в динамике. Пусть он поймет, что уже чего-то достиг, и движется дальше».⠀

Г.В.: «С ними только так. Не похвалишь – не поедешь»!

Ю.Н.: «В своих классах я практикую похвалу за любые достижения. Ребенок приносит из кружков и спортивных секций грамоты, медали, победы, а мы его дружно хвалим за это. Важно, чтобы маленький человек почувствовал свою значимость. Это фокус на индивидуальность: ребенок – счастлив, его труд оценили и совершенно неважно за какие достижения, в математике или в футболе.

Я понимаю родительский страх про «вдруг он станет двоечником», но, повторюсь, в начальной школе – это невозможно»!

Почему дети становятся двоечниками?

Г. В. : «Чаще всего – это вопрос здоровья»!

Ю.Н.: «Бывают такие особенности физического развития ребенка, что мы советуем родителям переходить на индивидуальное обучение. Но это частные случаи, не будем на них фокусироваться. Скажу лишь, что слова «невролог» и «психолог» из уст педагога – это не попытка напугать, расстроить или вызвать более негативные чувства. Это – подсказка пути к пониманию своего дитя. Хороший невролог подскажет на что обратить внимание, чтобы облегчить процесс познания на физическом уровне, психолог – даст советы по части поиска подхода к ребенку. Ведь очень часто семейные недопонимания переходят в школьную среду и выливаются в проблемы. Из-за того, что у ребенка нет контакта с мамой, например, возникают проблемы коммуникации с учителями, потому что на подсознании сидит установка: «Все! С женщинами я не контактирую»!

Г.В.: «Давайте скажем, что учиться трудно! Детям это нужно доносить, но не в виде страшилок, а по-доброму, без давления. Чтобы включилось осознание и понимание: «я – взрослый, теперь у меня появились обязанности и ими нельзя пренебрегать». Если упустить этот момент в первом классе, будет тяжело справляться после».

Как объяснить ребенку, что учеба – это необходимо?

Ю.Н.: «Каждый день рассказывать, отвечать на вопрос «для чего»? Даже если вам его не задавали. Можно говорить примерно так: «Ты вырос, ты – большой, да и в школе интересно. Теперь у тебя уже есть обязанности, ты представляешь как это здорово»! Говорите с восхищением и удивлением. Так ребенок поймет, что вы честны с ним.

Г.В.: «Да-да, родительский настрой и внутреннее отношение процессу учебы очень важны. Еще ни в коем случае нельзя обсуждать школу при ребенке. Если у него маленького, категоричного человека появился хотя бы малейший негатив, он моментально теряет интерес и бросает учиться. Все! Его взрослый сказал, что это не нужно, он же критиковал школу, учителя, здание…

Кстати, о критике. Что такое критическое мышление и как его будут развивать в «Циркуле»?

Ю.Н.: «Для многих – это просто модное словосочетание, которое возвели в нечто особенное и требуют каких-то дополнительных уроков на тему в расписании. На самом же деле каждое задание развивает критическое мышление ребенка. Наша программа выстроена таким образом, что на каждом предмете, через призму критического мышления, формируется представление о мире».


Поделитесь с друзьями!
Made on
Tilda